Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Экология промышленного производства, агропромышленного комплекса и новые технологии

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

В доме должно быть чисто

Автор:  Болотов С.
Источник:  Мир Байкала. - 2012. - № 2(34). - С. 30-35.

Бурятию легко можно найти на земном шаре, даже находясь на орбите: знакомый полумесяц глубочайшего сибирского моря служит надежным ориентиром. В течение миллионов лет он хранит кубические километры эталона пресной питьевой воды ‑ пользуйтесь, люди! От нас же требуется одно ‑ сохранить этот бесценный дар. До сих пор это удавалось нам, но с большим трудом. Тем не менее, по мнению министра природных ресурсов республики Б.Д. АНГАЕВА, пока Бурятия остается одним из наиболее экологически чистых регионов Российской Федерации.

По различным экологическим рейтингам Бурятия неизменно оказывается в первой десятке российских регионов. Опять-таки, это является следствием того, что Бурятия, вся площадь которой составляет водосборную террито­рию озера Байкал, все последние годы находится в особом экологи­ческом режиме. Но успокаивать­ся и почивать на лаврах не стоит:

объем накопленных отходов воз­рос по сравнению с 2005 годом в два раза.

ЗЕМЛЯ И ВОДА

Итальянский писатель Джанни Родари как-то горько заметил, что мир погубит не третья мировая война: «Мы захлебнемся в собственном дерьме». Для этого вывода великий сказоч­ник-философ XX века имел все основания. В течение XIX и XX веков человечество стреми­тельно наращивало промышленное производ­ство, являющееся сейчас главным источником рассматриваемой проблемы. Если в XIX веке люди могли еще смело пить воду из любой реки, сейчас это не придет в голову даже су­масшедшему.

В Бурятии к настоящему времени нако­плено, только в местах организованного хранения, 84356,8 тыс. т производственных отходов. Структура их такова: 46,4% состав­ляют отходы от добычи угля; 25% ‑ отходы от добычи нерудных полезных ископае­мых; 21% отходов ‑ вскрышные породы и «хвосты» обогащения золотодобывающей промышленности; 2,6% ‑ зола и шлаки от сжигания углей. Соответственно, основной вклад в образование отходов производства вносят предприятия горнодобывающей про­мышленности ‑ 87,4% (для сравнения: доля электроэнергетики и жилищно-ком­мунального хозяйства в «производстве» отходов составляет всего 4,6%). Отсюда и первый вывод: государство может и должно наладить жесткий контроль над основными загрязнителями природы ‑ горнодобываю­щими предприятиями.

ЗАКАМЕНСКИЙ ОТВАЛ

В Бурятии существует болевая точка, в которой все вышеперечисленные проблемы сконцен­трированы и обострены, как будто для приме­ра ‑ вот так хозяйствовать нельзя! В течение долгих лет деятельности Джидакомбината отработанные пески накапливались, составив со временем огромную гору. Эта радиоактив­ная дюна надвигалась на город Закаменск, грозя поглотить местных жителей. Ситуация усугубилась с остановкой деятельности разо­рившегося предприятия. Закаменск надолго остался предоставленным самому себе. За эти годы экологическая обстановка в городе толь­ко ухудшалась.

Сегодня Минприроды классифицирует экологическую обстановку в Закаменске и прилегающих к нему территориях на 25,5% как экологическое бедствие, на 25% как кри­зисную, на 30% как напряженную и лишь на 18,5% как удовлетворительную. Закаменск стал местом, не подходящим для жизни.

По данным социально-гигиенического мониторинга, проводившегося Управлением Роспотребнадзора по РБ в период с 1996 по 2011 год, относительный показатель забо­леваемости населения составил в 2011 году 74349,8 случаев на 100 тысяч населения. По сравнению с 1998 годом он вырос в 1,4 раза. Структура заболеваний такова: рост случаев новообразований ‑ в 40,8 раза, болезней крови ‑ в 2,4 раза, системы кровообращения ‑ в 3,4 раза, органов дыхания ‑ в два раза, органов пищеварения ‑ в 1,8 раза. Уровень онкологических заболеваний вырос, по срав­нению с 1996 годом, в 1,3 раза.

Основные источники загрязнения окру­жающей среды города Закаменска и долины реки Модонкуль ‑ отходы обогатительных фабрик бывшего Джидакомбината, руднич­ные, штольневые, карьерные и подотвальные воды ручьев Гуджирка, Инкур и штольни «Западная», загрязняющие поверхност­ный и подземный стоки рек Модонкуль и Мырген-Шено.

Самые опасные элементы, входящие в состав песков «хвостохранилища», руднич­ных, карьерных и шахтных вод, представлены фтором, медью, цинком, никелем, хромом, марганцем, молибденом, свинцом и кадмием. При этом наблюдается тенденция постепен­ного повышения концентрации вредных веществ в рудничных водах в 10-50 раз, а также продолжение сноса песков в долину реки Модонкуль и на прилегающие город­ские территории. Мало того, к загрязнению самого города приложили руку городские власти: пески «хвостохранилища» долгие годы использовались на подсыпку дорог, стро­ительство детских площадок и элементов озеленения города!

Лишь в последние годы начались работы по устранению накопленного за многие годы экологического ущерба в Закаменске. В 2011 году по государственному контракту с Минприроды России ЗАО «Закаменск» выполнило программу мероприятий по устранению негативных воздействий на экосистему Закаменска, вызванных про­изводственной деятельностью бывшего Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Объем финансирования соста­вил 500 млн. руб. В результате проведенных работ перемещено и захоронено 3,2 млн т тех­ногенных отходов. Это лишь первый этап, подготовительный для следующего ‑ рекуль­тивации нарушенных земель.

Подготовлен проект «второй очереди» меропри­ятий по ликвидации экологических последствий деятельности комбината, в ходе которого предлагается вывезти оставшиеся «хвосты» с территории города, а затем рекультивировать освободившиеся земли. Список меро­приятий этой «второй очереди» составляет две страницы текста, и мы его полностью приводить не будем. Скажем только, что земли предлагается на конечном этапе зазе­ленить привозным дерном. Площадь рекультивации составит 613,8 га, из них 125 га находятся на территории самого города.

БОРЬБА СО СВАЛКАМИ

В региональном реестре объектов размещения отходов зарегистрирован 231 объект, из них 5 полигонов твер­дых бытовых отходов, 224 санкционированные свалки, 1 полигон твердых и жидких бытовых отходов и 1 железо­бетонный резервуар для временного хранения промыш­ленных отходов. Отходы размещаются, в большинстве случаев, на санкционированных свалках. Но полигоны твердых бытовых отходов имеются только в городах Улан-Удэ, Гусиноозерске, Северобайкальске и поселках Таксимо, Нижнеангарск, Саган-Нур.

Настоящим бедствием являются несанкционирован­ные свалки мусора, загрязняющие леса республики. Так, в начале 2011 года в Республике Бурятия насчитыва­лось 1277 свалок. Из них санкционированных всего 401. Несанкционированных ‑ 876, они занимали площадь в 285 га. Объем накопленных отходов ‑ 119524 куб. м.

Природоохранным ведомством ведется постоянная работа по уменьшению количества свалок. И это дает положительные результаты. На сегодня в Бурятии оста­лось 300 свалок на площади 183 га, объем накопленных отходов 616978 куб. м. В то же время было выявлено 1337 вновь образованных. В результате контрольно-над­зорных мероприятий их количество удалось уменьшить: сейчас насчитывается 85 несанкционированных свалок на площади 143,6 га.

Но эта работа должна вестись постоянно. На тер­ритории Республики Бурятия эту деятельность осуществляют Минприроды РБ, Бурприроднадзор. Они проводят работу с муниципальными образованиями по выполнению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Госинспекторами осуществляются проверки по выполнению главами муниципальных образований полномочий, предус­мотренных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Бурприроднадзором за это время было вынесено 296 постановлений о назначении административного наказания: 95 в виде предупреждения и взыскан 201 штраф на общую сумму 450400 рублей. Это сделано во исполнение закона Республики Бурятия 1254-IV от 09.03.2010 г. «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия».

Всего за 2011 г. ликвидировано 1914 свалок, освоено средств на содержание и благоустройство сан­кционированных свалок ‑ 16,2 млн. руб., на уборку несанкционированных свалок ‑ 12 млн. 581 тыс. рублей. По решениям судов в 2011 году было ликвиди­ровано 240 свалок.

Специалисты Минприроды считают, что неукосни­тельное исполнение закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления» уже приносит положительные результаты. Однако для повышения эффективности действия закона должна быть усилена

работа администрациями районов по следу­ющим направлениям: заключение договоров на сбор, вывоз и утилизацию бытовых отхо­дов и мусора; обеспечение устройства необходимого количества контейнерных площадок в крупных населенных пунктах, в соответствии с санитарными правилами очистки населенных пунктов; повышение эффективности организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, для чего органам местного самоуправления необходимо при­обрести мусоровозные машины; проведение мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов.

Должно быть организовано строитель­ство полигонов твердых бытовых отходов в каждом районном центре. Особое внима­ние следует уделить организации сбора, накопления, обезвреживания и транспорти­ровки ртутьсодержащих ламп. Кроме того, Бурприроднадзором направлены рекомен­дательные письма главам муниципальных образований, сельских поселений, в кото­рых предлагается организовать сбор отходов на территориях муниципальных образова­ний, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие).

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определя­ется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в обла­сти охраны окружающей среды и здоровья человека. Администрациями сельских и городских поселений, городских округов в Бурприроднадзор были представлены утвер­жденные правила (порядки) сбора и вывоза отходов на территории районов.

Районные госинспекторы инициировали проведение совещаний с главами муници­пальных образований и сельских поселений по реализации закона, приняли участие в сходах среди местного населения, где разъ­ясняли положения закона и кодекса об административной ответственности РБ.

ЗАКОН О БАЙКАЛЕ

Экологи постоянно напоминают нам, что жи­вем мы на уникальной Байкальской природ­ной территории, что конечной целью всех грязных стоков на территории Республики Бурятия становится Байкал. По ручейкам и речушкам, впадающим в реки, вся грязь, со­зданная хозяйственной деятельностью чело­века, попадает в священное озеро. С высоты птичьего полета дельта Селенги являет собой печальное зрелище: грязно-зеленое пятно придонных осадков медленно, но неумолимо вползает в Байкал. В дельте завершается вы­нос природных и техногенных веществ с тер­ритории более чем полмиллиона квадратных километров, принадлежащей России и Мон­голии. Понятно, что она ‑ естественный био­фильтр очистки вод реки Селенги и индикатор состояния экосистемы оз. Байкал. Но ведь и ее ресурс исчерпаем.

Кроме того, многочисленные туристы, разбивающие палатки на берегах озера, оставляют после себя горы всяческого мусора. Лишь огромная водная масса озера и его уникальные способности к само­очищению пока позволяют говорить об уникальной чистоте вод. Но всему есть предел, и где тот рубеж, за который перехо­дить нельзя, мы пока не знаем. Карл Маркс говорил, что Природа не прощает человеку победы над собой: за каждую такую победу она жестоко мстит...

По мнению министра природных ресур­сов Баира Ангаева, для сохранения чистоты озера необходимо скорейшее подписание Международной Конвенции по охране и использованию природных ресурсов бассейна реки Селенги (Байкало-Хубсугульской природ­ной территории) и осуществление совместных действий по разработке Международной про­граммы перехода на устойчивое развитие территорий бассейнов озер Байкал и Хубсугул, а также унификация природоохранного зако­нодательства двух стран. С привлечением заинтересованных научно-исследовательских и финансовых организаций.

«Мы считаем, что необходимо рассмотреть, с привлечением специалистов ЮНЕСКО, ООН, инвесторов, следующие вопросы: о создании на Байкале международного эколого-образователъ-ного центра; об учреждении международной байкальской марки качества с созданием на берегу озера демонстрационной площадки «зеле­ных» технологий и компаний ‑ лидеров в этой области; механизма аренды лесов в Центральной экологической зоне (оператором может стать Фонд содействия сохранению Байкала)», ‑ гово­рит БАИР АНГАЕВ.

За 13 лет действия Закона о Байкале в нем обнаружились многочисленные про­белы, которые необходимо устранить путем внесения изменений и дополнений. Эти несовершенства касаются разграничения предметов ведения и полномочий по охране

озера, обязательности проведения государст­венной экспертизы проектной документации при строительстве и реконструкции объ­ектов; запрет на перевод земель лесного фонда не позволяет выделять участки для строительства и реконструкции объектов жизнеобеспечения ‑ ЛЭП, дорог, полей фильтрации для очистных сооружений, поли­гонов отходов.

КНУТ И ПРЯНИК

Решительно переломить ситуацию в сторо­ну оздоровления экологической обстановки в республике можно, сочетая суровые нака­зания для загрязнителей, природы (система штрафов) с поощрением тех, кто вкладыва­ет средства, чтобы уменьшить экологиче­ский ущерб от деятельности предприятий. В наиболее экономически развитых странах, которые раньше нас столкнулись с пробле­мой   защиты   природной   среды,   «пряник» применяется наряду с «кнутом» ‑ штрафы там совершенно свирепые, они способны разорить нерадивого предпринимателя. Наиболее свежий пример ‑ на­казание британской компании «Бритиш Петролеум», устроив­шей экологическое бедствие в Мексиканском заливе. Компа­ния выплатила десятки милли­ардов долларов за нанесенный ущерб, руководитель компании был уволен.

Но   тем,   кто   соблюдает   природоохранное законодательство и постоянно занимается минимизацией ущерба от деятельности предприятия, госу­дарство предоставляет налоговые льготы, компенсации понесенных на очистку отхо­дов затрат. В этом направлении нам еще есть куда двигаться. И первые шаги уже делаются. Принятый Закон «Об отходах производства и потребления в РБ» предус­матривает возможность экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами, определяет формы государственной поддержки инвесторов, осу­ществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Бурятия в рассма­триваемой сфере.

В частности, к мерам экономического сти­мулирования относится дифференцирование тарифов в области обращения с отходами в зависимости от внедрения раздельного сбора отходов, условия которого устанавливаются актом Правительства Республики Бурятия.

Юридические лица и индивидуаль­ные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в области ути­лизации отходов, в том числе ведущие научно-исследовательские и опытно-кон­структорские разработки новых технологий, а также производящие оборудование для утилизации отходов, проводящие при­родоохранные мероприятия, в порядке, определяемом   Правительством   Республики Бурятия, могут выделяться в отдельную кате­горию налогоплательщиков при условии, что их хозяйственная деятельность, в том числе и реализация собственной продукции, полу­ченной в результате утилизации отходов, составляет не менее 70% годового объема производства в стоимостном выражении.

ОТХОДЫ ‑ В ДЕЛО

Хотелось бы вернуться к изречению Эйн­штейна, вынесенному в эпиграф. Действи­тельно, чтобы решить проблему, необходимо изменить способ мышления, подходы к этой проблеме. Пример с Закаменском: в списке наиболее опасных веществ, составляющих ядовитые пески, ‑ дорогостоящие цветные металлы, которые, если их извлечь и пустить в дело, могли бы даже принести прибыль. Вместо того чтобы хоронить эти отходы, лучше использовать их. Японцы, например, чтобы утилизировать горы мусора, додума­лись прессовать его и... создавать искусствен­ные острова.

В Бурятии в этом направлении пока дела­ются лишь первые шаги. Насчитывается всего 11 организаций, которые занимаются сбором, транспортировкой, использованием и пере­работкой отходов. Например, ИП Тонконогов ‑ обезвреживание отработанных люми­несцентных ламп (ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод») и переработка пла­стика, Центр инженерных работ «ВКТ», занимающийся обезвреживанием нефтесодержащих масел. ООО «Байкалполимер» занимается переработкой изношенных шин, а 000 «Автобаза спецмашин» утилизирует старые автомобили. Но деятельность этих организаций не имеет тех масштабов, кото­рые бы могли решить проблему полностью. Главная роль в этом деле все равно принад­лежит государству.

В Бурятии ведется строительство произ­водственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, которые вклю­чают мусоросортировочные станции, полигоны   захоронения   твердых   бытовых отходов, комплексы по переработке твер­дых бытовых отходов. Строительство производственных комплексов осуществ­ляется в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Строительство мусороперерабатывающего комплекса в Республике Бурятия предус­матривает поэтапное вовлечение твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот. На втором этапе предполагается получение энергии и топлива из отходов, со значитель­ным увеличением доли перерабатываемых ТБО. На сегодня уже построены мусоросор­тировочные станции №1 и №2, полигон ТБО мощностью 43,8 тыс. т, комплекс по пере­работке изношенных автопокрышек (2,5 т в час), установка термической переработки медицинских отходов, включая трупы живот­ных (200 кг в час).

В целях определения стратегических направлений в области обращения с отхо­дами постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2009 г. №210 утверждена концепция управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия. В результате реализа­ции концепции к 2017 году будет создана система раздельного сбора, сортировки и переработки отходов и вовлечено во вто­ричный оборот до 27% образуемых твердых бытовых отходов.

Правительством Республики Бурятия про­ведена работа по включению в проект ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-эконо­мическое развитие БПТ на 2012-2020 годы» мероприятий по строительству 44 поли­гонов отходов и 9 мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций с общим объ­емом финансирования 2027,00 млн. руб. Деньги немалые, что свидетельствует о вни­мании государства к проблеме. Это дает нам основания полагать, что проблема уже в ближайшее время будет существенно купи­рована. Но на окончательное ее решение уйдут десятилетия.

Назад в раздел