Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Экология Байкала

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

"Байкал оценит наши усилия"

Автор:  Лбов А.
Источник:  "МК" в Бурятии. - 2012. - 1-8 февр. - С. 20.

   Александр Валентинович, чем новая ФЦП о защите Байка¬ла отличается от прежних про¬грамм?
   В ФЦП, принятие которой мы ожидаем в феврале, речь идет не только о ликвидации послед¬ствий деятельности Джидинского вольфрамомолибденового  комби¬ната, БЦБК или хозяйственно-про¬мышленного комплекса Улан-Удэ, загрязняющего  одну  из  главных артерий Байкала   Селенгу, но и ряде   конкретных   мер,  нацеленных на укрепление экологической устойчивости Байкальской природной территории. Таких, как созда¬ние экологических троп, развитие познавательного экологического туризма, техническое оснащение наших заповедников и особо охра¬няемых территорий. Другими сло¬вами, это объемлющий програм¬мный подход, предполагающий как решение старых экологических проблем, связанных с ликвида¬цией накопленного ущерба, так и профилактику потенциальных уг¬роз Байкалу. Что касается прежних программ, то их было две. Первая принята в 1994 году, но по причи¬не дефицита средств была профи-нансирована всего на 1 процент. В рамках этой программы была построена дамба в Нюках, и все. Вторая была принята в 2002 году, просуществовав до 2004-го. Но это не значит, что никакой работы не велось: все природоохранные мероприятия финансировались на¬прямую из федерального бюджета. К слову, несмотря на отсутствие четкой программы, в прошлом году на эти цели получен один милли¬ард рублей, из которых больше по¬ловины было затрачено на ликви¬дацию последствий деятельности Джидинского вольфрамомолибденового комбината. Вы знаете, что Джидакомбинат признан одним из самых проблемных объектов с эко¬логической точки зрения на терри-тории России из двухсот. В нынеш¬нем году эти работы продолжатся, и в ближайшее время мы сможем сказать, что проблема Джидакомбината ликвидирована.
   Какие еще задачи реша¬ет новая федеральная целевая программа?
  Программа очень обширная. Но если в общих чертах, то ожи¬дается большое мероприятие на БЦБК   ликвидация всех отходов, а это, ни много, ни мало, свыше 6 миллионов тонн, которые накопле¬ны в хранилищах. И прекращение сброса    неочищенных    промыш¬ленных стоков в озеро Байкал, на что имеется отдельное поручение правительства  России.   Перепро¬филирование   Байкальского   цел-люлозно-бумажного       комбината программа   не   предусматривает по той причине, что БЦБК это ак¬ционерное общество и. подобное решение  могут принимать толь¬ко акционеры. Большой комплекс мероприятий ожидается на терри¬тории Бурятии, в том числе в Улан-Удэ, где продолжится ликвидация локального нефтяного заражения в    микрорайоне    Стеклозавода. Особое место в программе уделе¬но заповедникам и национальным паркам. В прошлом году особые территории получили 84 миллио¬на рублей, что произошло впервые за два десятка лет. В нынешнем году заповедники и парки получат еще 100 миллионов рублей   на приобретение    средств    охраны, противопожарные     мероприятия, организацию экологических троп, развитие познавательного туриз¬ма, сопровождаемое капиталь¬ным строительством. К примеру, в нынешнем году мы начнем реа¬лизацию одного такого пилотного экологотуристического проекта в Танхое, где предусмотрено возве¬дение визит-центра. Кроме того, в ряде мест вокруг Байкала будут проведены берегоукрепительные работы, продолжится совершен-ствование системы мониторинга экологической обстановки на Бай¬кальской природной территории.
   Все это в рамках одного, 2012 года. А в последующие два года?
   С 2014 года будет прово¬диться    серьезное    капитальное строительство      экологосберегающих объектов   очистных соо¬ружений,   полигонов,   мусоросортировочных    станций,     начнется модернизация     котельных     для перевода их с угольного топли¬ва на газ. И прочее, и прочее. С 2015 года в Улан-Удэ мы займемся строительством защитных дамб и берегоукрепляющих    сооружений общей протяженностью около 100 километров, поскольку сохраняет¬ся угроза повторения наводнений, подобных паводку 1993 года. Тогда реки вышли из берегов, и практи¬чески все левобережье было за¬топлено. Тонны нечистот хлынули в Селенгу, что, безусловно, сказа¬лось на экологии Байкала. Стои¬мость проекта защиты Улан-Удэ от наводнений оценивается в сумму порядка 5 миллиардов рублей в ценах 2015-2018 годов.
   Давайте подробнее оста¬новимся   на   природоохранных мероприятиях, проведение ко¬торых предусмотрено програм¬мой в столице Бурятии...
   Периодически Улан-Удэ по¬падает в двадцатку самых тревож¬ных городов России по уровню за¬грязнения атмосферного воздуха вследствие высоких концентраций бензапирена, то есть продукта сго¬рания угля на наших котельных и моторного топлива, главным обра¬зом   дизельного. К сожалению, у нас нет общей карты загрязнения воздуха различными источниками, поэтому мы не знаем, чей «вклад» больше   котельных или транспор¬тных средств. Теперь нам предста¬вился шанс   провести   глубокое изучение ситуации, получить пол¬ное представление обо всех источ¬никах загрязнения атмосферного воздуха и провести их инвентари¬зацию. В рамках этих мероприятий мы расширим сеть постов Росги¬дромета, оснастим их современ¬ным оборудованием.
  Что дадут нам эти знания?
  Благодаря этим знаниям мы поймем, где и какие именно ко¬тельные в первую очередь необхо¬димо перевести на газ, можно или нельзя в том или ином микрорай¬оне размещать новые источники загрязнения воздуха, выясним, кто больше загрязняет воздух   ко-тельные или автомобили. Практи¬ческая ценность этой информации не нуждается в пояснениях. Если автомобили   то не обойдется без кардинального пересмотра схемы транспортных потоков по основ¬ным магистралям Улан-Удэ. Что касается котельных, то решение об их переводе на газ нужно еще и экономически обосновать. Подсчи¬тано, что в случае 100-процентного перевода котельных на экологиче¬ски чистое топливо, включая ТЭЦ и ГРЭС, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократятся более чем на 40 процентов. Воздух станет чище почти в два раза.
  А как быть с мусором, ко¬торый  под  ногами?  Мусорная тема тоже стала предметом для обсуждения в СМИ.
  Нашими отходами стали ин¬тересоваться  иностранные  инве¬сторы   их привлекают тарифы на сбор и утилизацию мусора и воз¬можность получения из него втор¬сырья и энергии. Вы знаете, что с 2000 года по программе развития Дальнего  Востока  и  Забайкалья в Улан-Удэ (на Стрелке, в районе Вахмистрово) строится сеть мусороперерабатывающих    предприя¬тий. Работает цех по переработке шин, открылся цех по утилизации биологических отходов, мощности которого  позволяют перерабаты-вать биологические отходы Улан-Удэ и близлежащих районов. Что¬бы упорядочить процесс, создано акционерное общество «Республи¬канский     мусороперерабатывающий завод», предусматривающий организацию    всего    комплекса сбора, утилизации и переработки отходов жизнедеятельности чело¬века. Планируется построить ряд объектов по сортировке мусора и производству из него продукции   биогаза и топливных брикетов.
   Почему   немцы?
   Немцы, французы   неваж¬но. То, что для нас является бре¬менем, для них понятная система выстроенного бизнеса. У них есть многолетний опыт, традиции и тех¬нологии. У нас   желание изба¬виться от мусора, оказывающего на экологию Байкала негативное влияние. Это, однако, не значит, что мы сидим сложа руки. У нас, в отличие от большинства регионов России,   разработаны  и  приняты законы и подзаконные акты, регу¬лирующие эту сферу деятельнос¬ти. В частности   закон об отхо¬дах,  благодаря  которому только в минувшем году на территории республики количество несанкци-онированных свалок сократилось на  1900,  также  набирает темпы процесс по заключению договоров по вывозу мусора. Если на начало 2011 года таких договоров с гра¬жданами  и  организациями  было около 10 тысяч, то сейчас уже 46. И эта цифра постоянно растет.
    Что мы будем делать с биогазом и топливными брикетами?
  Для инвесторов биогаз   прекрасная альтернатива ТГК. Он дешевле и, по нашим расчетам, сырья, то есть мусора, должно хватить на бесперебойное обес¬печение той же юго-западной ко¬тельной. Что касается брикетов, то вопрос с ними не урегулирован   мы не знаем, сколько и какие ве¬щества будут выделяться в атмос¬феру при его сжигании.
Должен сказать, что и наш бизнес постепенно открывает для себя выгоду от занятия «мусорным бизнесом». На сегодня в республи¬ке успешно работают 12 предприя¬тий по сбору вторичных ресурсов, еще 8 предприятий нашли свою нишу в производстве из отходов пилорам топливных брикетов. На¬конец, передана в руки предпри¬нимателям печально знаменитая свалка в Баргузинском районе. Процесс идет, рынок все расстав¬ляет по своим местам и оказывает самое позитивное влияние на эко¬логию Байкальского региона.
      Скажите,   «оценит»   ли наши усилия Байкал? Почувст¬вует ли он нашу заботу?
  Конечно, почувствует! Доста¬точно сказать, что при реализации природоохранных      мероприятий, предусмотренных программой, примерно на 80 процентов сокра¬тится концентрация загрязняющих веществ в промышленно-хозяйственных сбросах в Байкал. Если сейчас объем загрязняющих ве¬ществ оценивается в 25-26 тысяч тонн в год, то в ближайшем бу¬дущем эта цифра сократится до 15 тысяч, причем концентрация загрязняющих веществ в сточной воде будет в пределах норматив¬ных значений.
    Решая  одни  экологиче¬ские проблемы, мы, подчиняясь необходимости    экономическо¬го развития, создаем новые. В частности, речь идет о строи¬тельстве   Богучанской   ГЭС   на территории Красноярского края. Вроде далеко, но местные эко-логи видят в ней прямую угрозу Байкалу. Так ли это?
   Вы знаете, что с 2001 года действует  постановление   прави¬тельства Российской Федерации, запрещающее понижать или под¬нимать уровень Байкала выше или ниже отметки в диапазоне 456-457 метров.  За  10 лет  предельные уровни озера ни разу не были на¬рушены, несмотря на настойчивые просьбы со стороны руководства Иркутского и Ангарского гидрока¬скадов расширить диапазон хотя бы на 20 сантиметров. У Бурятии в этом вопросе единственная и принципиальная   позиция       ни больше и ни меньше. Действи¬тельно,   сейчас   в   федеральном агентстве   водных   ресурсов   на согласовании   находится   проект «временных  правил  использова¬ния водных ресурсов Богучанского водохранилища на период началь¬ного наполнения и первого этапа эксплуатации водохранилища». По нашим данным, наполнение Богу¬чанского  водохранилища  плани¬руется начать с марта 2012 года. Бурятские     экологи     высказали опасение, что это может повлечь изменение уровня Байкала ниже установленных пределов. Должен сказать, что вопрос о наполнении Богучанского  водохранилища за счет ресурсов озера Байкал ни разу не возникал и даже не об¬суждался. Это   во-первых. Во-вторых, оно будет осуществляться поэтапно, в течение трех лет, но не за счет Байкала, что действи¬тельно могло бы угрожать нару¬шению предельных уровней, а за счет среднемноголетних расходов вышерасположенных ГЭС.
   То есть говорить о том, что Богучанское водохранили¬ще будет наполняться за счет Байкала, оснований нет.
   Да.  Проект проходил эк¬спертизу,    были    обсуждения   с участием ведущих специалистов-экологов,    учитывающих    выше¬упомянутое   постановление  пра-вительства России о предельном уровне  Байкала.  Ситуация нахо¬дится под контролем.
  Спасибо за беседу!

Назад в раздел