Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Озеро Байкал

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Глубинное строение

Автор:  Русинек О. Т., Уфимцев, Фиалков В. А.
Источник:  Байкальский ход (научная экскурсия по Байкалу). - Нововибирск, 2009. - С.80-83.

Вся поверхностная структура Байкальского рифта и Байкальской рифтовой зоны в целом имеет определенные парагенетические связи с глубинным строением. Они хорошо изучены на юге Восточной Сибири и в Монголии геофизическими мето­дами и представляются следующим образом. Обширная территория горных областей юга Восточной Сибири и Монголии от Телецкого озера на западе до долины р. Олекма на северо-востоке и от долины р. Лена и Патомского нагорья на севере до южных подножий горных систем Хангая и Хентэя на юге, весь этот Монголо-Сибирский слож-ноустроенный горный пояс располагается на общем цокольном поднятии высотой до 1 км и более. Цокольное поднятие является геоморфологическим выражением на­личия под горным поясом гигантской линзы аномально нагретого и разуплотненного вещества. Это так называемый астенолит. Его мощность достигает 400 км, и он зале­гает под литосферой Восточной Сибири и Монголии. Благодаря наличию линзы ано­мально горячей и разуплотненной верхней мантии, Монголо-Сибирский горный пояс в целом испытывает общее изостатическое цокольное воздымание.

Байкальская рифтовая зона располагается на северном и северо-западном кры­ле этого горного пояса. Как раз в подножии общего цокольного поднятия горного поя­са находится Байкал и другие впадины байкальского типа. На их развитие и возник­новение определенно влияет другой элемент глубинного строения. От краевой части астенолита поднимается вверх в виде стены или гигантской жилы выступ, над ними располагается Байкальский рифт в полосе растяжения литосферы. А литосфера, благодаря этому выступу аномальной мантии, сокращается до вертикальных разме­ров земной коры. Выступ аномальной мантии поднимается до раздела Мохоровичича и потом отклоняется на юго-восток и простирается в Забайкалье в виде субгоризон­тального тела, достигающего на юге системы краевых разломов Монголо-Охотского пояса. Такая асимметричная форма выступа аномальной мантии определяет то, что Байкал только с запада сопровождается плечами-противоподнятиями в виде наклон­ных горстов, представленных Приморским или Байкальским хребтами. На юго-восток от него располагаются сводовые поднятия хребтов Хамар-Дабан, Икатского, Улан-Бургасы и др. Эта особенность поверхностной структуры Байкальской рифтовой зоны напрямую связана с ее глубинным строением. Она выделяет Байкальскую рифтовую зону среди подобных образований. Например, Верхнерейнский грабен в Западной Европе имеет под земной корой симметрично устроенный выступ аномальной мантии, и поэтому он сопровождается плечами-противоподнятиями (с запада горными поднятиями Вогезов, а с востока - Шварцвальдом и Оденвальдом).

С особенностями глубинного строения Байкальской рифтовой зоны связано и то обстоятельство, что молодые базальты распространены в пределах Байкальской рифтовой зоны обычно на юг и юго-восток от главной системы рифтовых долин. А в Тункинской рифтовой долине в связи с другим глубинным строением молодые ба­зальты встречаются в ее пределах и на северо-западных хребтах - их плечах-противоподнятиях.

Благодаря асимметричной форме выступа аномальной мантии под Байкальским рифтом структура рифтовой зоны также имеет направленные изменения неотектони­ческих форм вкрест простирания, а не билатеральную продольную симметрию, как это обычно наблюдается в других внутриматериковых рифтовых системах (рис. 27). И поэтому на Байкале, так же как и в других рифтовых долинах юга Восточной Сиби­ри, их северные и северо-западные борта оформлены протяженными разломами, выраженными в виде высоких и крутых тектонических уступов. А противоположные борта более пологие, поскольку здесь присутствуют только изгибовые деформации.

Это хорошо видно, прежде всего, на самом Байкале, где северо-западный берег озе­ра контролируется зоной протяженного и сложноустроенного Обручевского сброса [Кузьмин и др., 2000]. В рельефе Обручевский сброс выражен крутым тектоническим уступом. На Байкале его большая часть находится под водой в виде крупного протя­женного уступа, крутизна которого может достигать 45° и более. В районе мыса Боль­шой Кадильный отметки глубин 1400 м располагаются буквально в 3-4 км от берега. Выше уровня Байкала этот уступ на юге поднимается незначительно (на сотни мет­ров), а на севере достигает 2 км и более. Подводная часть, наоборот, уменьшается до менее чем 1 км.

Когда вы плывете по Байкалу вдоль уступа Обручевского сброса, то он пред­ставляется вам в виде гигантской каменной стены. Это характерная особенность сбросовых уступов. Они составлены крутыми фронтальными склонами (прямого про­филя, треугольными или трапециевидными). Сбросовые уступы всегда монолитны, поскольку, по большей части, склоны, их составляющие, сомкнуты в основаниях, и прорезающие их долины имеют узкие днища (рис. 28).

В пределах Байкальского рифта и других рифтовых долин юга Восточной Сиби­ри происходит растяжение литосферы над выступом аномальной мантии, и этим обусловлены особенности сейсмического режима. В Байкальской рифтовой зоне ежегодно происходят тысячи землетрясений, которые фиксируются сетью сейсмичес­ких станций. В очагах землетрясений, как правило, наблюдается поперечное горизон­тальное растяжение, которое является частью общего растяжения литосферы. Инте­ресно другое обстоятельство. Главные протяженные разломы (Обручевский сброс, прежде всего) оформляют северо-западный борт Байкальского рифта, а сейсмичес­кая энергия в основном высвобождается в днище грабена и на его восточном и юго-восточном бортах. Это обстоятельство еще требует научного осмысления. В уступе Обручевского сброса много молодых живых разломов, молодых сместителей, кото­рые несут в себе все признаки того, что они возникли во время крупных доистори­ческих (удаленных от нашего времени более чем на 350 лет, сведения о которых от­сутствуют в исторических летописях) сейсмических событий с потрясениями до 9-10 баллов. В современный период Обручевский сброс не очень отличается сейс­мической активностью, он молчалив. Напротив, под озером и на его восточном борту мы наблюдаем концентрацию эпицентров современных землетрясений. Землетрясе­ния в настоящее время происходят в основном в центре Байкала и на его восточном борту, а живые крупнейшие разломы располагаются на западном борту рифта. Этот своеобразный парадокс заставляет искать объяснения такому феномену.

На Байкале случаются и крупные землетрясения. Пожалуй, самое знаменатель­ное такого рода событие - Цаганское землетрясение 1862 г. в дельте р. Селенга, ког­да образовался залив Провал. В 1959 г. на этом же месте произошло 9-балльное Среднебайкальское землетрясение. Последнее сильное землетрясение произошло в августе 2008 г. на юге Байкала.

Важно понимать, что ровный план линии береговой зоны создан (оформлен) благодаря абразионным процессам и контролируется молодыми разломами. Также для береговой зоны Байкала характерны приглубость берега и быстрый скат глубин в прибрежном мелководье. Это, в свою очередь, определяет многие особенности уже экзогенных процессов в береговой зоне, отличающих береговую зону Байкала от та­ковых на побережьях морей. В чем эти отличия? Прежде всего, на Байкале мы на­блюдаем преимущественно валунно-глыбовые узкие пляжи. А еще здесь практически не наблюдается современных абразионных платформ. Следовательно, берега озера достаточно устойчивые, и признаки их отступания благодаря волновой деятельности минимальны. Это обстоятельство может быть напрямую связано с тем, что берега контролируются сбросами. Уступ Обручевского сброса охватывает и подводную часть борта котловины озера, и надводную. В его пределах зона прибрежного мелководья, во-первых, имеет минимальную ширину (первые сотни метров), и, во-вторых, на ней происходит быстрое нарастание глубин. Это способствует ускоренному перемеще­нию обломочного материала из береговой зоны на глубины, в днище озерной котло­вины. В особенности это касается мелкообломочного материала (песчаного), который в воздействии волновых процессов на берега играет роль абразивной добавки. Когда ее нет и вода чистая, то волнение производит минимальное воздействие на берег. Приглубость береговой зоны, наличие быстрого свала глубин в прибрежном мелко­водье определяют устойчивость береговой зоны.

Назад в раздел