Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Байкальское законодательство / Другие документы

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Заключительный акт Всесоюзной социально-экологической экспертизы ситуации, сложившейся в регионе озера Байкал

В период с 15 по 31 октября 1988 г. в г. Иркут­ске проводилась первая Всесоюзная социально-экологическая экспертиза, организованная по инициативе Иркутского и Бурятского обкомов КПСС, Иркутского облисполкома и Совета Ми­нистров Бурятской АССР, при участии союзных организаций и ведомств.

Представители партийных и советских органов, правоохранительных и контролирующих органи­заций, предприятий, общественных организаций, творческой интеллигенции, прессы и духовенства всесторонне анализировали сложнейший комплекс проблем в рамках организационно-деятельностной игры (ОДИ) и собственно экспертизы. Постановку и анализ проблемы, выработку подходов к их решению производили около 300 специалистов региона и страны, а также американские ученые.

Назначение социально-экологической экспертизы

Проведение первой социально-экологической экспертизы (СЭЭ) представляет собой экспери­мент по созданию новой формы организации общественно-политической активности. Метод экспертизы способствует выявлению и исследо­ванию всего спектра актуальных и назревающих конфликтов, возникающих в ситуации, не име­ющих однозначного решения и требующих дли­тельного общественного и государственного кон­троля.

СЭЭ дает возможность максимально прояс­нить реально действующие силы, разработать и укрепить эффективные механизмы, в наиболь­шей степени отвечающие задачам воспроизвод­ства и развития региона.

 Данные экспертизы и обоснование выводов приведены в приложениях.                       

 Руководителем группы являлся известный эколог Д.Р. Бровер, директор.

 

Форма СЭЭ позволяет осуществить прорыв сквозь слой социальных отношений и интересов к деятельностном базису, культурным основани­ям определяющих ситуацию систем деятельности от уровня проектирования до уровня производ­ства и управления. СЭЭ является не оценкой тех или иных частных проектов, а комплексной экс­пертизой систем деятельности, определяющих си­туацию в регионе.

Структура работ в социально-экологической экспертизе

СЭЭ полностью состояла из двух фаз. Первая фаза проводилась в форме ОДИ, которая позво­лила провести анализ ситуации и выйти на про­екты возможных решений. По ходу игры были произведены две экспертные оценки - экологи­ческой обстановки на Байкале и существующих сфер деятельности, а также их инерционности и сценариев возможных изменений. На втором этапе работа проводилась в экспертных комис­сиях по следующим направлениям: БЦБК и при­нятые решения; БАМ и большие программы; на­циональный парк и охрана природы; деградация земель и переорганизации сельского хозяйства; анализ информационных структур. Это позво­лило перейти от рассмотрения конкретных си­туаций к последовательному выделению процес­сов и тенденций, происходящих в регионе, и воз­можностей их дальнейшего развертывания.

Основные выводы социально-экологической экспертизы

Экспертные оценки однозначно показали, что проблему Байкальского региона неправильно рассматривать и пытаться решить вне учета но­вой экологической ориентации в мировом разви­тии. Борьба за судьбу Байкала, затянувшаяся на десятки лет, отчетливо показывает, что проблема давно вышла за пределы хозяйственной или на­учной сферы. Несмотря на многочисленные пра­вительственные решения, выступления ученых и широкой общественности, не происходит карди­нальных сдвигов ситуации: продолжается уни­чтожение уникальной экосистемы озера, суще­ствующих форм культуры и жизни.

Создание в регионе образца реализации новой экологической политики и прецедента в области системной организации хозяйства, права, струк­тур власти и способа жизни может стать практи­ческим средством активного включения СССР в мировую политику. Экспертиза, рассмотрев и всесторонне оценив имеющиеся возможности, пришла к выводу о необходимости включения Бай­кала как уникального природного образования в список объектов Мирового наследия.

Подобное решение предъявляет целый ряд тре­бований и ограничений на формы хозяйствова­ния, научной и политической жизни. Это тем бо­лее очевидно, если учесть, что, по данным экс­пертного анализа, сохранение уникального эко­логического комплекса в существующих системах деятельности, структурах власти и правовых рамках невозможно.                                               

Тщательный анализ оснований хозяйственного механизма, изучение причин его инерционности показал антиэкологичность существующей системы производства и потребления в целом.

В частности, экспертиза установила:

1) необходимость структурной переорганиза­ции промышленности в пользу ресурсосберегаю­щих производств, поддерживающих и сохраняю­щих экосистему;   

2) практическую нерешенность проблемы с БЦБК в существующих структурах планирова­ния и распределения; анализ свидетельствует о том, что решения, не приводящие к изменению технологических, организационных, плановых других систем вызывают лишь перекос источников разрушения и углубление экологической ситуации в целом. Ликвидация производства цел­люлозы в Байкальске может и должна стать пре­цедентом разрешения такого рода экологических узлов в принципе. В соответствии с этим в ходе экспертизы предложен вариант разрешения создавшейся ситуации;

3)  в области землепользования деградация земель достигла катастрофических масштабов, что требует немедленных мер по переорганизации сельского хозяйства и реабилитации, рекультивации нарушенных земель;

4)  развертывание национальных парков, и показала экспертиза, является в данном случае компромиссом, который отнюдь не решает проблему в принципе, а напротив, представляет собой замаскированную экспансию старых форм природопользования их хозяйственной деятельности.                                                                                    

Состояние других систем деятельности в целом аналогично и не может служить опорой для разрешения проблемной ситуации и следующего шага на пути развития.                                       

Байкальский регион                    

В этих условиях процесс регионализации и путь регионального самоопределения представляется единственной серьезной альтернативой централизованному и единообразному и потому малоэффективному  варианту экономических npеобразований

образований. Ориентация на региональное развитие наполняет конкретным содержанием объявленную радикальную хозяйственную реформу - в полном соответствии с характером и специфи­кой Байкальского региона. При этом несомненно, что создание разумного многообразия форм ре­гионального хозяйствования может стать необ­ходимым условием развития страны. И такой ре­гион, как Байкальский, в силу своей уникально­сти должен, очевидно, в первую очередь выработать свою, качественно отличную от других, про­грамму.

В ходе экспертизы специально анализирова­лись разнообразные формы региональной ор­ганизации хозяйства. Наиболее перспективной, имеющей реальные шансы на осуществление, признана форма регионального хозрасчета. При этом установлено, что существенное условие пра­вильной организации процесса регионализации - сохранение существующего административно-территориального деления.

Установлено, что сведение экологических про­блем лишь к охране природы и изменению техно­логий искажает представление о сложности ситуации и фактически дезориентирует общественное мнение. Экологическая проблема, как было пока­зано, есть не столько проблема охраны природы, сколько проблема обеспечения качества жизни и подъема культуры населения. Реалистичность экологической региональной политики предпо­лагает значительный подъем уровня и качества жизни.

Отличительной характеристикой Байкальско­го региона должно стать его превращение в плац­дарм испытания новых, форм организации нау­ки, новых образцов экологического права, хозяй­ственной и общественной, жизни.

Новый информационный порядок и право

В ходе экспертизы была выявлена назревшая необходимость в качественно иной структуре ис­пользования знаний и информации, развития на­укоемких технологий, систем образования, ин­формационного обеспечения, различных обще­ственных сил.  

Показала, что идеология ПДК, других норм и ограничений, на которой построены существую­щие системы контроля за состоянием природной среды, не может решить экологической ситуации. Представления о том, что выполнение требова­ний на ПДК позволяет сохранять природную сре­ду, вводят в заблуждение общественность и фак­тически разрешают экологические преступления.

В этой связи экспертиза отметила, что ситуа­ция вокруг озера Байкал наглядно демонстриру­ет постоянное смещение в сторону периферий­ных трудностей и ухода от подлинных, первосте­пенных проблем, использование заранее недо­стоверных либо частичных данных и информа­ции. Вследствие чего дезинформация и неверные оценки создавшегося положения приобрели мас­совый характер. Признана необходимость ликви­дации социально и административно закреплен­ной монополии на информацию. Необходим но­вый экологический информационный порядок, который включил бы в себя свободное распро­странение информации, снятие запретов на полу­чение данных о влиянии изменений внешней сре­ды на здоровье и качество жизни населения. Без введения такого порядка трансформация суще­ствующих систем, безусловно, невозможна.

Вопрос о реализации проектов и программ принципиального изменения ситуации упирает­ся в неразработанность правовых основ, экологи­ческого законодательства в целом. На экспертизе выявилась необходимость разработки новых разделов права, таких, как региональное право, ко­торое должно обеспечить возможность самоо­пределения региональных образований и самоу­правления; экологическое право, гарантирующее воспроизводство естественных основ существо­вания человека; право переходного периода, даю­щее возможность осуществлять трансформацию и качественное изменение общественных систем.

Необходим закон о Байкале.

Общественные движения и задачи интенсификации культурного развития. Важной характеристикой экологической си­туации на Байкале является дальнейшее разво­рачивание экологических общественных движе­ний. Движения осуществляют крайне важную соцкультурную функцию - выявляют зоны со­циальных и экологических напряжений, не доступных не разрешенных в рамках действую­щей политической и административной систе­мы.

Основным результатом деятельности экологи­ческих движений должно стать поднятие уровня регионального самосознания широких слоев на­селения.

Для реализации названных проектов и про­грамм необходима высокая концентрация в ре­гионе культурного потенциала, представляюще­го основной ресурс развития. В этой связи рас­сматривались варианты развертывания междис­циплинарных исследований, гуманитарных на­учных программ с привлечением международной научной общественности, возможности создания Международного экологического центра, Эколо­гического Университета нового типа, систем не­прерывного экологического образования.

Заключение

Значимость выводов и результатов эксперти­зы будет обусловлена их дальнейшим использова­нием различными социальными группами. Представленность всех реально действующих в регионе сил в работе экспертизы обеспечивает каче­ственно новую оценку ситуации, освобождая ее от частичных и искаженных взглядов, ликвиди­рует монополию на знания и информацию и дает потенциальную возможность последующего раз­ворачивания региональных программ.

Экспертиза считает необходимым, для наибо­лее полного включения результатов и выводов в общественную жизнь региона, создание Обще­ственного регионального консультативного Со­вета. В задачи Совета входит: публикация и рас­пространение результатов экспертизы (в том чис­ле - Приложений к Акту экспертизы); развитие регионального самосознания; формирование основы для принятия разумных и обоснованных решений, отвечающих интересам региона.

Примечание

Данный Акт экспертизы является результа­том анализа и обобщения работы экспертов, но не выражением общей и обязательной для них точки зрения. Каждый участник социально-экологической экспертизы может иметь особое мнение, отличающееся от выводов, изложенных в Акте.

Назад в раздел