Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Экологические традиции

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Созидать будущее, опираясь на прошлое

Автор:  Дугаров Б.
Источник:  Байкал-ГИД. - 2010. - № 1 (22). - С. 21-23.

Баира Дугарова, народного поэта Бурятии, доктора филологических наук, известного ученого, лауреата Государственной премии Республики Бурятия, постоянного автора нашего журнала волнуют глобальные, планетарные проблемы. Сегод­ня, впрочем, как и всегда, он в беседе с корреспон­дентом «БАЙКАЛ-ГИД» рассуждает на злободневные темы. А в начале откровенного разговора он отвеча­ет на вопрос, который ставит перед нами история ‑ «Кто мы?»:

‑ В историческом плане мы ‑ монголы, точнее, бурят-монголы, в бытовом ‑ буряты. По большому счету, как бы ни поворачивалось колесо истории, ев­разийская цивилизация состоялась благодаря кочев­никам, объединившим два полюса ‑ Запад и Восток. Начало процесса принадлежит гуннам (хунну), а пла­нетарное предназначение связано с монголами эпо­хи Чингисхана. На мой взгляд, во многом благодаря этому фактору и другим историческим обстоятель­ствам, Россия ‑ наследница империи Чингисхана, который оставил нам Ясу ‑ Свод великих законов.

 ‑ А Яса обозначила гуманное отношение к жи­вой природе?

‑ Да, безусловно. Яса исключала любое проявление антропоцентризма, который, как мы сегодня видим, завел человечество в нравственный и экологический тупик. Если мы забудем, что нужно бережно относиться к нашему Храму ‑ а это Земля, и ее природа, то техногенные катастрофы неминуемы. Тем более на земле Баргуджин-Тукум, которая включала в себя и Ариг Усун ‑ Чистую Воду, закодированное на­звание Байкала...

Недавно побывал я на Ольхоне. Это частица бурят-монгольского мира. Там есть сакральное место, име­нуемое мысом Бурхан (скала Шаманка). Меня пора­зило варварское отношение к этой святыне, связан­ное, прежде всего, с туристами. Налицо ‑ десакрализация святилища. Но природа не терпит к себе та­кого отношения...

Люди должны понять ‑ осквернить священное место, значит, осквернить свой дом, память своих предков, их мудрые заветы. Я отношусь с большим             

пиететом к нашим исконным верованиям ‑ они органично отражают связь с экологией. Этот древний опыт надо учитывать. Если мы от этого отмахнемся, нас ожидает расплата. Антропогенный, техногенный фактор заставляет искать другие пути. В условиях рынка к нам в Бурятию хлынут толпы туристов. Тыся­чи предприимчивых людей строят бизнес-планы. Но как бы нам не превратить Бурятию, наши святыни в проходной двор...

Тысячи иногородних автотуристов атакуют Тункинскую и Баргузинскую долины, побережье Бай­кала. Появляется множество частных гостиниц. Кто это регулирует? В принципе ‑ никто. Не исключено, что хаос, который уже творится на Ольхоне, захлест­нет и нас. Поэтому нужны превентивные охранитель­ные меры, совместная забота о будущем. Я прихожу в уныние от того, что непреложное для коренного на­селения почитание святынь для представителя дру­гого этноса не столь важно. Сейчас на Ольхоне ‑ си­туация плачевная. Это ждет и нас, хотя в это с тру­дом верится.

‑ Но там как раз туристы ищут экзотику?

‑ Нужно культивировать уважительное отношение к святыням, к Матери-Природе, понять, что существу­ет возмездие за неразумное, потребительское от­ношение к родной земле. И покаяние тоже необхо­димо для очищения души. Как говорил Лермонтов, «но храм разрушенный ‑ все храм!» Болевые точки дают о себе знать. Экологическое сознание ‑ это во­прос нравственности и духовности.

Надо принять не только закон Республики Бурятия «О сакральных местах», но и привлекать местное са­моуправление, местных жителей. Внедрить систему минимальной рентной платы за отдых, предлагать больше услуг ‑ автокемпингов, стоянок, услуг са­нитарных зон в местах массового отдыха. Если срав­нить с европейскими странами или Японией, то мы плетемся в хвосте каравана.

‑ Через семь лет согласно развитию ОЭЗ ТРЗ «Байкальская гавань» турпоток в Бурятию со­ставит 2 млн. человек...

‑ Выходит, что в 2017 году каждый день в Прибай­кальский район будут прибывать порядка   100 тысяч туристов. Это фантастические цифры. Нагрузка на байкальское побережье будет просто колоссаль­ной. Причем, турзона располагается как раз на стыке двух прибрежных районов, на северно-восточном  побережье Байкала. Из проекта видно, что стержень «Байкальской Гавани» ‑ горнолыжный спорт. Надо сказать, нам бурятам это не в диковинку. Наши предки - следопыты, таежники мастерски владели лыжа-«сана» (вероятно, общие евразийские корни том «сани»). Об охотниках страны Баргуджин-Тукум,   стремительно   передвигавшихся   на   лыжах-сана в погоне за зверем, упоминает не без изумле­ния итальянский путешественник Марко Поло в сво­ей книге о средневековых монголах.

‑ В нашей жизни все взаимосвязано. Золото у нас под ногами ‑ это наша земля! Это ‑ древ­няя история, богатые традиции...

‑ Еще Пушкин писал: «В одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань...», но он, при этом, особое значение придавал духовному началу. Как сказано в Библии, «Не хлебом единым жив чело­век...» Поэтому развивать экономику республики не­возможно без духовности,   важнейшая составляю­щая часть которой ‑ культурно-историческое богат­ство бурятского народа. Мы ‑ наследники страны Баргуджин-Тукум. Именно этнокультура Бурятии по­степенно становится конвертируемым товаром. Для нас жизненно важно, чтобы это поняли власть преде­ржащие. Экономический кризис мы преодолеем, если преодолеем кризис духовности. Надо на все смо­треть сквозь призму истории: опираясь на прошлое, созидать будущее. Буряты ‑ потомки лесных монго­лов сформировались как народ на берегах Байкала, поэтому Байкал ‑ колыбель бурят-монгольского эт­носа. По этому поводу у меня есть стихотворение, за­вершающееся такими строками: «И покуда Байкал су­ществует на свете, мой народ, у Байкала рожденный, бессмертен!..»

Триада наших традиционных ценностей ‑ сам Байкал, буддизм ‑ свет Востока и Гэсэриада, оли­цетворяющая собой культурное богатство и духов­ный опыт бурятского народа. Недавно Китай вышел на ЮНЕСКО с предложением добиться статуса эпо­са «Гэсэр» как части культурного наследия Китая. Но ведь феномен бурятской Гэсэриады ‑ составная часть культурного наследия многонациональной России.

Бренд Байкала, бренд Гэсэра ‑ это все не пу­стые слова.

‑ Как-то Вы заметили: «...Духовный ресурс мирового бренда Чингисхана в Бурятии не используется». Это действительно важно для Бурятии?

‑ Посудите сами, родоначальница золотого рода борджигин, откуда происходит Чингисхан, дочь страны Баргуджин-Тукум ‑ легендарная Алангуа. А сегодняшняя реальность показывает, что наши братья монголы и даже казахи, имеющие отдален­ное отношение к Чингисхану, строят свой турбизнес на имени Чингисхана. Действительно, это при­влекает гостей, туристов, особенно, иностранных. Но Бурятия почему-то остается в стороне. Наше правительство может и должно делать выводы из этих фактов. Материалов достаточно. Есть науч­ные источники, есть бурятские улигеры, мифы, ле­генды, данные топонимики. У Бурятии ‑ полное историческое и моральное право быть под кры­лом имени Чингисхана. И оно должно успешно экономически реализовываться!

Почему «Сокровенное сказание монголов» на­чинается с упоминания предков Чингисхана? На­верное, родители Темуджина и знатоки стари­ны не раз напоминали ему в детстве о его родос­ловной и о прародительнице Алангуа родом из страны Баргуджин-Тукум, страны, которая всегда была для борджигин-монголов близкой и родной. Не потому ли эту землю первой назвал в своем завещании-благопожелании Чингисхан в триаде священных для его сердца просторов: Баргуджин-Тукум ‑ земля предков, Онон ‑ земля его рожде­ния и детства, Керулен ‑ земля, где его подняли на белом войлоке как правителя поднебесной сте­пи и нарекли Чингисханом. Бурятия обязана пом­нить о своих истоках и корнях и, опираясь на до­стойные этнокультурные традиции, уверенно идти вперед.

Назад в раздел