Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Рыбные ресурсы и рыбное хозяйство

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Цивилизацию ищут по мусору, разум - по чистоте

Автор:  Воронов М.Г.
Источник:  Мир Байкала. - 2009. - № 1(21). - С. 106-109.

Ситуация изменилась, и не вчера. Сохранились свидетельства о том, что в 1886 году в Иркутске созыва­лось совещание рыбопромышленников для выяснения причин резкого падения уловов, хотя уже тогда было ясно, что запасы подорваны хищнической добычей. Особенно пострадали наиболее ценные виды рыб - байкальский осетр и байкальский омуль. Еще одним ударом для экосистемы озера была отмена правил рыболовства в годы Великой Отечественной войны, когда вылов осетра, омуля, сига произво­дился без ограничений, в том числе в нерестовых реках, местах нереста в Байкале. В послевоенное время, с введением полного запрета на добычу осетра, омуля и сига, численность двух последних видов восстановилась до уровней, позволивших вновь открыть их промысел. Немаловаж­ную роль сыграла деятельность в бассейне Байкала крупнейших в мире рыборазводных предприятий: Большереченского омулевого рыбоводного завода в с. Большая Речка Кабанского района, Селенгинского омулево-осетрового рыбоводного завода в с. Лиственничном Прибайкальского района, Баргузинского рыбоводного завода в п. Юбилейном Баргузинского района. В 60-70-х года прошлого века была выстроена стройная система управления рыбным хозяйством на Байкале. Начался регулируемый про­мысел байкальского омуля, байкальского сига. Лишь осетр, из-за длительного жизненного цикла, так и не успел восстановиться до былого уровня.

Эволюция контроля

Все изменилось в годы перестройки. Министер­ство рыбного хозяйства было ликвидировано. Его функции раздроблены на 16 министерств и ве­домств. После этого государственное управление отраслью пережило рекордное количество реформ с упразднением и созданием все новых и новых го­сударственных структур. Официально регистрируе­мые уловы рыбы на Байкале резко упали. Пышным цветом расцвело браконьерство. Загрязнение Бай­кала, других водоемов сдерживалось лишь упадком промышленности в 90-е годы.

Отрезвление наступило несколько лет назад. В декабре 2004 г. был принят долгожданный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В 2006 г. образовано Федеральное агент­ство по рыболовству (Росрыболовство).

Здесь необходимо дать некоторые пояснения. С мая 2007 г. в бассейне оз. Байкал существует и актив­но работает Ангаро-Байкальское территориальное Управление Росрыболовства. В течение 2007 г. ему переданы все основные функции государственного контроля, надзора, охраны, распоряжения государ­ственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере рыболовства в Байкальском бассейне на территории 3 субъектов федерации: Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Находится Управление в г. Улан-Удэ, ведь именно в Бурятии на восточном берегу Байкала расположе­ны почти все рыбопромысловые районы славного моря, здесь текут все реки, в которых происходит воспроизводство байкальского омуля, расположе­ны крупные озерные системы: Еравно-Харгинская, Баунтовская, Гусино-Убукунская.

Такие организации как Россельхознадзор, ФГУ «Байкалрыбвод», соответственно, утратили свои полномочия в этой области. Например,  Байкалрыбвод, который исторически занимался контро­лем, надзором и охраной, теперь в основном вы­полняет работу по государственному мониторингу водных биоресурсов, то есть рыбы, водных бес­позвоночных, нерпы и других водных животных и растений, занимается организацией спортивно-любительского рыболовства.

А стоит ли овчинка выделки? Россия велика и богата. Площадь земель сельскохозяйственного значения по сравнению с акваторией внутренних водоемов в 8 раз больше. Но экономическая ста­тистика показывает, что доход от сельского хозяй­ства по отношению к затратам составляет 1:1, а от рыбной отрасли 4:1. Рыболовство - отрасль-донор, дает в четыре раза больше, чем получает. Но это возможно лишь при создании стройной системы управления.

Поэтому первоочередной задачей для руковод­ства Федерального агентства по рыболовству стал возврат всех полномочий контроля, надзора, охра­ны, регулирования рыболовства, сохранения и вос­производства рыбных запасов в одно ведомство. Ведомство, которое можно назвать рыбохозяйственным комплексом. То, что ранее называлось Минрыбхоз. Из-за копившихся десятилетиями не решаемых проблем эту должность называли «расстрельной». Но он добился своей цели. Росрыболовство заработало. В короткий период создана правовая база для деятельности ведомства и, глав­ное, введены ясные «правила игры» для рыбной промышленности.

Функции переданы, а возможности, чтобы в пол­ной мере их осуществлять, - нет.

Сквозь тернии

- На настоящий момент в Байкальском бас­сейне рыбоохрану осуществляют 85 инспекторов, - говорит заместитель начальника отдела Ангаро-Байкальского управления Николай Бураев. - Из техники - переданные «по наследству» изношенные УАЗики и плавсредства, отходившие навигаций в три раза больше нормы. В связи с ограниченным финансированием не решен вопрос с форменной одеждой, другой экипировкой. Наши инспекторы выходят против браконьеров с голыми руками.

Оружие им пока не положено. А ведь в темную осеннюю ночь, где-нибудь на Верхней Ангаре или в верховьях Лены, в сотнях километров от ближай­шего жилья, браконьеры не выходят на промысел без двустволки, а то и карабина. «Нерповка», то есть добыча байкальского тюленя, в том числе, разумеет­ся, и незаконная, вообще предполагает применение мощного дальнобойного нарезного оружия. Риск - неизменный спутник работы рыбоохранника. Как говорится, тайга - закон, прокурор - медведь. Слу­чается всякое. Но даже на этом фоне сотрудники Управления смогли противостоять браконьерствуй хищническому истреблению водных биоресурсов. Одним инспектором нашего Управления в 2008 г. выявлено в среднем 41 нарушение правил рыбо­ловства. По сравнению с ранее существовавшими организациями в штате Ангаро-Байкальского тер­риториального управления намного меньше со­трудников. Однако в области полномочий находит­ся не только Республика Бурятия, но и Иркутская область и Забайкальский край.

Хочется отметить лучших государственных ин­спекторов Управления. Это Сергей Петрович Кули­ков - Еравнинский район, Александр Михайлович Козулин - Баргузинский район, Владимир Петро­вич Суворов - Кабанский район Республики Буря­тия; Антон Александрович Яровой - Усольский район, Сергей Аркадьевич Тирский - Киренский район, Сергей Витальевич Морозов - Братский район Иркутской области; Сергей Николаевич Кузьменко - г. Чита, Забайкальский край.

- Но эти показатели не повод для успокоения, - говорит руководитель Управления Михаил Воро­нов. - И браконьеров еще хватает, и загрязняются наши реки и озера промышленными предприятия­ми, сельским и коммунальным хозяйством, много­численными отдыхающими на воде. Вот где я вижу широкое поле для деятельности. Ведь по закону всякое вмешательство в природу, оказывающее влияние на среду обитания водных организмов, требует согласования с ведомством. При этом, если влияние отрицательное, как и бывает в большин­стве случаев, хозяйствующий субъект обязан воз­местить причиненный вред водным биоресурсам и водоемам, где они обитают. Наша цель - не борьба с населением прибрежных городов и сел, не лише­ние его доступа к водным биологическим ресурсам Байкала, других рек и озер региона, не запрещение развития экономики на их берегах, а цивилизован­ное, разумное использование доставшихся нам от природы уникальных богатств. Мы хотим, опира­ясь на население, общественность, привить людям желание не черпать все до донышка с целью нажи­вы и обогащения, задуматься о будущем. Главным в нашей работе должны быть не репрессивные меры, а создание условий для цивилизованного рыбного промысла, спортивного рыболовства, сохранения и приумножения природных ресурсов Байкальского бассейна. Ведь Байкал принадлежит всему человече­ству, а нам выпало счастье жить в этом священном месте, я считаю, одном из лучших на Земле.

Проблем в охране и использовании водных био­ресурсов еще много. Например, массовое примене­ние дешевых рыболовных сетей китайского произ­водства, которые после 1-2-разового применения бросаются в водоемах, на прибрежной полосе. А ведь это не только загрязнение экосистемы чужды­ми ей объектами, но и гибель рыб, нерпы, околовод­ных птиц, запутавшихся в брошенных браконьера­ми сетях. Первый шаг руководством Федерального агентства по рыболовству в этом направлении уже сделан. Агентство добилось запрещения ввоза этих варварских орудий лова.

Или состояние популяций тайменя, ленка, хариу­са. И Бурятия, и Иркутск делают ставку на развитие туризма. Мне много раз приходилось разговари­вать с людьми, приехавшими за тысячи киломе­тров на Байкал. Многие из них, наслышавшись о рыбных богатствах озера-моря, везут с собой спин­нинги, другие спортивные снасти. Но, закинув их в прозрачные воды Байкала, вылавливают везде­сущих окуня, сорогу, ельца, в лучшем случае щуку. Разочарованные рыболовы говорят, что для того, чтобы поймать окунька, они могли бы съездить куда-нибудь в Подмосковье. К сожалению, пой­мать на удочку тайменя, ленка, увесистого хариуса у нас, где когда-то это было обычным делом, сейчас большое везение. Не пора ли задуматься создателям туристско-рекреационных зон на Байкале об искус­ственном воспроизводстве этих трофейных рыб? В развитых странах рыболовный туризм приносит неплохой доход. Причем стало хорошим тоном, поймав лосося килограммов на 5, сфотографиро­ваться с ним и отпустить в родную среду. Такая ры­балка - пример бережного отношения к природе, просто необходимо развивать ее на Байкале.

Вопреки обстоятельствам

В наше сложное время, когда выражение «фи­нансовый кризис» знает даже ребенок, Росрыболовство добилось того, что рыбохозяйственным организациям позволили перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Принятый документ предполагает вне­сение изменений в ч. 2 ст. 346 Налого­вого кодекса РФ и устанавливает право рыбохозяйственных организаций и ин­дивидуальных предпринимателей пере­ходить на уплату единого сельскохозяй­ственного налога, если численность их сотрудников не превышает 300 человек. Единый сельхозналог в размере 6% от прибыли для предприятий, перешедших на его уплату, заменит налог на прибыль, налог на имущество и единый социаль­ный налог. Кроме того, налогоплатель­щики единого сельскохозяйственного налога не платят налога на добавленную стоимость. Это должно привести к сни­жению цены на рыбную продукцию и увеличению покупательского спроса.

В России не принято регулярное по­требление рыбы, как в Корее или Япо­нии. А ведь известно, что в этих странах продолжительность жизни рекордная. Рыбная диета - одна из главных состав­ляющих здоровья нации. Рыба является источником полноценных животных белков, жиров, витаминов, микроэле­ментов. Биологическая ценность белков рыбы не ниже, чем мяса, но, по сравне­нию с ним, они легче усваиваются орга­низмом. Так, если из 100 г белков говя­дины человеческий организм усваивает только 15 г, то из 100 г белков рыбы 40 г. В рыбе, так же как и в материнском мо­локе, содержится много докозагексагеновой кислоты (ДГК), на долю которой в мозговой ткани человека приходится 25% жирных кислот. В связи с этим экс­перты по проблемам питания рекомен­дуют есть рыбу хотя бы дважды в неделю, беременным женщинам и кормящим матерям - не менее трех раз в неделю. За­ботясь о населении, Росрыболовство за­теяло возродить знаменитый советский бренд «Океан». В этих магазинах рыба будет продаваться на 30% дешевле, чем в других местах.

Мы будем агитировать за употребле­ние рыбной продукции. И делать все для того, чтобы она была доступна и каче­ственна, а Священное море, сибирские реки и озера сохраняли свою чистоту и первозданность.

Назад в раздел