Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Рыбные ресурсы и рыбное хозяйство

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

К разведению омуля - научный подход

Автор:  Неронов Ю.
Источник:  Мир Байкала. - 2008. - № 4(20). - С.54-55.

Байкал - озеро с уникальностью планетарного масштаба, и в то же время это крупный рыбохозяйственный водоём. Именно эта особенность (эксплуатация уникального водоёма) должна определять особый режим его использования, в том числе и особые подходы к искусственному разведению байкальского омуля с обеспечением стабильного воспроиз­водства этой ценной промысловой рыбы - символа Байкала. Хотя задача, стоящая перед байкальским омулеводством, обычная для рыбоводства - способствовать максимальной реализа­ции продукционного потенциала вида. Её выполнение возможно только при сохранении истори­чески сложившихся связей в байкальской экосистеме, так как эволюционный процесс в отношении омуля (с учётом разделения на морфоэкологические группы и тем самым наиболее эффективного использования кормовых ресурсов) развивается в соответствии с этой задачей. Такая задача выпол­нима только в сочетании с естественным воспроизводством.

В настоящее время в бассейне озера Байкал функционирует три омулёвых рыбоводных завода (Болыпереченский, Селенгинский и Баргузинский) с общей проектной мощностью по закладке икры омуля на инкубацию 3,75 миллиарда штук. Все ры­боводные заводы входят в систему ОАО «Востсибрыбцентр» и находятся на территории Бурятии.

Несколько слов о нынешнем состоянии омулеводства. За пятилетний период (2003-2007 годы) среднегодовой выпуск личинок омуля с заводов в Байкал и другие водоёмы составил 1089,6 милли­она штук, а молоди омуля - 8,3 миллиона штук. По сравнению с предыдущим пятилетием наблюдает­ся снижение среднегодового выпуска как личинок (на 31,2%), так и молоди (на 34,7%). По расчётам Востсибрыбцентра, средняя потенци­альная численность личинок омуля, выживание которых может обеспечить кормовая база водоёмов прибрежно-соровой системы, составляет 7 миллиардов штук. Если эту величину определить как го­довое байкальское плановое задание, то оно выполняется лишь наполовину (2-3 миллиарда штук личинок скатывается с естественных нерестилищ и порядка 1 миллиарда штук выпус­кают рыбоводные заводы). Несмотря на некото­рую условность приведённых цифр (как приёмная ёмкость, так и количество личинок - величины изменчивые), ясно одно - кормовая база недоис­пользуется из-за дефицита личинок. Поэтому ве­дение байкальского рыбного хозяйства в этой час­ти вряд ли можно назвать рациональным.

Причины такого положения связываются как с природно-климатическими, так и антропогенны­ми факторами. Это обосновал в своей работе П. В. Тюрин без малого сорок лет назад. С тех пор ситуа­ция с антропогенным воздействием (за редким ис­ключением, например, прекращение сплава леса по нерестовым рекам) не только не приобрела положи­тельной тенденции, а в значительной степени ухуд­шилась. Не последнюю роль, в частности, здесь иг­рает закономерное следствие этих факторов - общее снижение запасов омуля и так называемые реформы рыбоохранных структур, в связи с чем эффек­тивность охранных мероприятий снизилась. По-ви­димому, эта тенденция сохранится и в ближайшей перспективе. Поэтому работы по искусственному разведению омуля являются особо актуальными. Их объёмы необходимо увеличивать при повышении роли естественного воспроизводства.

Стратегия искусственного воспроизводства омуля на Байкале основана на массовом выпуске в «родные» реки личинок без подращивания. Объё­мы выращивания молоди омуля в озёрах-питом­никах сравнительно невелики. Эти величины в 2003-2007 годах соотносились между собой при­мерно как 130:1.

Одно из главных достиже­ний 75-летней деятельности Болшереченского рыбоводно­го завода - доказательство того, что искусственное воспроиз­водство омуля на Байкале мо­жет и должно быть эффектив­ным. Это вселяет надежду на эффективность работы Селенгинского и Баргузинского ры­боводных заводов.

В настоящий момент, благодаря усилиям специалистов, все этапы технологического процесса при искусст­венном разведении омуля в основном отработаны и идёт их усовершенствование.

Основной технологической проблемой на сегод­ня является заготовка производителей омуля в реке Селенге для Экспериментального Селенгинского рыбоводного завода. Традиционно сложившаяся схема отлова производителей в районе садковой базы с применением электрорыбозаградительньх устройств (ЭРЗУ) себя оправдывает, и ей пока аль­тернативы нет. Но она работает эффективно толь­ко в годы со средним или высоким уровнем воды. В маловодье, как в последние годы, эта схема дай сбой, а новая не разработана. Следует подчеркнуть что во всех отношениях наиболее оптимальным пунктом отлова производителей омуля на реке Селенге является протока Чащевитая (район садко вой базы), где предусмотрена установка двух ЭРЗУ направляющего и преграждающего действия. Остальные пункты и методы лова следует считать дополнительными. При этом необходимо дальней­шее усовершенствование режима работы ЭРЗУ. Очень остро вопрос с заготовкой производителей омуля стоит и на Баргузинском рыбоводном заво­де. С прошлого рыбоводного сезона появилась та­кая проблема и на Большереченском рыбоводном заводе. Общая для всех заводов причина такого положения - недостаточная численность нерестовых стад (что усугубляется развитым браконьерством),  а также особенности нерестовой миграции омуля при разной водности нерестовых рек, в первую  очередь это касается Селенги.

По сравнению с технологией, теоретическая база байкальского омулеводства остаётся менее  разработанной. Точнее, совершенно недостаточно для эффективной работы двух гигантских рыбоводных заводов - Селенгинского и Баргузинского. На Большереченском рыбоводном заводе ситуация несколько иная. В этом плане Большая Речка является заводом более простым по сравнению с очень сложными Селенгинским и Баргузинским. Общий подход, по моему мнению, должен быть таким. Морфогруппы байкальского омуля (пелагическая, прибрежная и придонно-глубоководная) - это популяции в классическом виде. А искусственное воспроизводство омуля есть управление популяциями, понимая под управлением (по В. В. Дежкину) «совокупность мероприятий, определяющих состояние и использование попу­ляций». Значит, база стратегии - популяционная биология, занимающаяся всесторонним изучени­ем вопросов функционирования популяций. Это очень важный момент. Как известно, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Поэтому работу заводов должны контролировать ихтиоло­ги и по состоянию популяций определять эффек­тивность их деятельности, а также, при необходи­мости, вносить коррективы.

 Кроме того, для повышения эффективности искусственного воспроизводства байкальского омуля, требуется решение ряда вопросов, таких как: определение оптимального соотношения объёмов естественного и искусственного воспроизводства, гарантирующих относительную стабильность чис­ленности вида; оценка роли рыбоводных заводов в формировании запасов отдельных популяций бай­кальского омуля; количественная оценка антропо­генного воздействия на эффективность естествен­ного воспроизводства омуля; разработка новых рыбоводно-биологических обоснований для всех рыбоводных заводов.

Перспективы деятельности рыбоводных за­водов на Байкале по искусственному разведению омуля представляются в следующем виде (объёмы выпуска личинок определяются в соответствии с кормовыми приёмными ёмкостями).

Болыпереченский рыбоводный завод - вос­производство посольского стада придонно-глубоководного омуля с зарыблением озера Байкал в соответствии с приёмной ёмкостью Посольского сора (порядка 500-600 миллионов штук личинок), а также предоставление посадочного материала для зарыбления других водоёмов (в том числе и зару­бежных) с целью товарного выращивания; подра­щивание молоди омуля.

Экспериментальный Селенгинский рыбовод­ный завод - воспроизводство пелагической морфогруппы байкальского омуля. Компенсационные функции - выпуск личинок омуля только в озеро Байкал. Приёмная ёмкость для личинок пелагичес­кого омуля довольно значительна, поэтому огра­ничений для выпуска с завода пока нет (во всяком случае, в пределах проектной мощности).

Баргузинский рыбоводный завод - воспроиз­водство баргузинского стада байкальского омуля. Компенсационные функции - выпуск личинок и молоди только в озеро Байкал.

Назад в раздел