Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Экология Байкала / Экология и экономика

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Консервация или развитие?

Автор:  Кислов Е.
Источник:  Мир Байкала. - 2008. - № 2 (18). - С. 32-33.

Продолжается непростое согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ)». Несмотря на длительную историю проблемы, проект в нынешнем виде вызывает много вопросов.

   В прошлом году мы неоднократно со страниц нашего журна­ла обращались к этой теме. Сейчас процесс вышел на новый уровень. Об этом свидетельствует письмо директора Депар­тамента отраслевого развития Правительства РФ О. Пушкаревой № 179-10003 от 28 марта 2008 г. Министерству природных ресурсов РФ, Правительству Бурятии и администрации Иркутской области. Появление этого письма связано с возражениями Правительства Бурятии по ряду позиций списка. К тому же новый вариант проек­та дополнен рядом запрещенных видов деятельности, не согласо­ванных с администрацией Иркутской области.

   Проект направлен в аппарат Правительства РФ письмом министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева № 01-12-09/2585. Исполнитель письма - Елена Гулгонова. Один из наиболее спорных вопросов - запрет лесозаготовок. Сейчас они предлагают­ся к запрету, за исключением заготовок древесины гражданами для собственных нужд. Но, по данным Республиканского агентства лес­ного хозяйства, объемы перестойной, поврежденной древесины в лесах, расположенных в ЦЭЗ, значительно превышают нужды мес­тного населения. К тому же непонятно, смогут ли граждане заготав­ливать древесину для собственных нужд. Статья 30 Лесного кодекса РФ определяет, что «граждане для собственных нужд не могут заго­тавливать древесину... в эксплуатационных и защитных лесах». Все леса в ЦЭЗ БПТ относятся к категории защитных. В случае проти­воречия положений кодекса и постановления действует кодекс.

   Запрещена добыча каменного угля, бурого угля и торфа, за исключением добычи торфа и торфяной земли за исключением добычи торфа и торфяной земли за пределами водоохраняемой зоны озера Байкал для нужд местного на­селения. Но водоохранная зона Байкала до сих пор не определена. В водном кодексе указано, что водоохранная зона Байкала определяется Законом об охране озера Байкал, но в нем это не прописано.

  Запрещена добыча металлических руд. Этот запрет касается Холоднинского свинцово-цинкового месторождения, золотых россыпей Кавынах в Северобайкальском и Сухой в Прибайкальском районе. Лицензии выданы в соответствии с действующим на тот момент законодательством, когда границы ЦЭЗ БП' не были определены. В случае запрета государство заявляет односторонний, ничем не мотивированный отказ от предоставленной ранее права пользования недрами.

   Добросовестные недропользователи, затратившие немалые средства не только на освоение месторождений, но и на создание инфраструктуры, необходимой для районов освоения, могут по дать в суд. Шансы на победу будут очень велики. Про ущерб инвес­тиционной привлекательности, как Бурятии, так и России в целом можно уже и не говорить.

Другое отрицательное последствие - снижение потенциальны: налоговых поступлений, значительную часть которых можно было бы направить на восстановление экологии Байкала. Запрет на раз работку Холоднинского месторождения приведет к исключению т хозяйственного освоения 29,9% российских запасов цинка и 1 свинца, высоколиквидного и остродефицитного сырья. Освоение месторождения - к созданию сотен рабочих мест. Северобайкальский район лидирует по безработице в Бурятии, что вынуждает людей к браконьерству.

   В тексте Конвенции «Об охране Всемирного наследия» нет положений, запрещающих хозяйственную деятельность. Единственное ограничение - «обязательство обеспечивать охрану, сохранение популяризацию и передачу будущим поколениям природного на­следия» (статья 4 Конвенции). Полезные ископаемые добываются на участках Всемирного наследия. Один из крупнейших урановых рудников Австралии находится на территории Участка Всемирной наследия «Национальный парк Какаду».

   Освоение Холоднинского месторождения не несет угрозы Байка­лу. Месторождение находится вдали от озера, река Холодная - при­ток озера второго порядка. Лицензионное соглашение предусмат­ривает размещение отходов за пределами БПТ. Хвостохранилищ и обогатительная фабрика также запроектированы за пределами  БПТ. Да и граница ЦЭЗ проходит чуть севернее месторождения.

   Территория Холоднинского месторождения представляет собой техногенный ландшафт с антропогенно преобразованными экосистемами в результате геологоразведочных работ 80-90-х годов. Рекультивация не была проведена. Из разведочных штолен в реку Холодную изливаются рудничные воды. Река Тыя загрязняется в результате разрушения керносклада, дизельной электростанции домов бывшего поселка Перевал. В воде этих рек высокие содержания сульфатов магния, цинка, кобальта, кальция, железа, марганца. В техногенном ручье содержания кадмия превышают предельно допустимые концентрации в 20,7 раза, цинка - 1738. Почвы месторождения отвечают 1 и 2 классам опасности для окружающей среды. Это свидетельствует о необходимости принятия незамедлительных и эффективных мер с целью прекращения продолжающегося загрязнения Байкала.

   Ландшафты при разработке месторождения не будут нарушены как способ отработки согласно лицензионному соглашении подземный, а пустые породы не образуют отвалов, так как закладываются в отработанные горизонты. Сброс неочищенных шахтных вод исключен.

Согласно лицензионным требованиям недропользователь должен подготовить технико-экономическое обоснование проекта освоения и представить его на государственную экспертизу. В случае отельного заключения госэкспертизы и невозможности до­работки проекта с учетом всех экологических требований действие будет прекращено.

   Запрещена добыча прочих полезных ископаемых. Исключе­ние сделано для добычи минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных ресурсов, пресных вод для питьевого и хозяйственного водоснабжения, деятельности на участках недр, предоставленных в соответствии с действующим законодательством в пользование до вступления перечня в силу, добычи общераспространенных полезных ископаемых за пределами водоохранных зон.

   Про неопределенность водоохранной зоны Байкала сказано выше. Запрет приведет к отказу от применения местных строи­мых материалов из временных (притрассовых) карьеров, что нет увеличение стоимости строительства и ремонта автодорог в несколько раз. При этом законодательно в водоохранных зонах не запрещено размещение карьеров и объектов капитального строительства. Запрет распространяется лишь на прибрежную защитную полосу.

   Запрет приведет к разработке карьеров на прилегающих к ЦЭЗ БТП территориях и увеличению движения большегрузного автотранспорта. Техногенная нагрузка не снизится, а возрастет. Причем для работки полезных ископаемых (в том числе и общераспространенных) необходимо получение положительного заключения) государственной экспертизы, включая экологическую. Она и должна предотвратить нанесение ущерба экосистеме Байкала.

   Запрет предоставления услуг по пропитке древесины серьезно затруднит строительство, в том числе в населенных пунктах и на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, поскольку все деревянные строительные конструкции должны быть пропитаны противопожарными составами. Казалось бы, запрет производства цемента, обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них должен серьезно угрожать существованию Тимлюйского цементного завода и Тимлюйского завода асбоцементных изделий. Ан нет! Граница ЦЭЗ проведена по северной окраине поселка Каменска, а не по южной хотя в районе дельты Селенги ЦЭЗ должна была быть больше. В противном случае заводы должны были бы быть закрыты. Но ведь граница зоны - условна, ее люди проводят. Насколько это соотносится с реальными угрозами и вредом экосистеме?

   Запрет производства извести серьезно затруднит строительство и ремонт помещений, прежде всего для местного населения, причем непонятен экологический ущерб такого рода деятельности.

   Запрет производства изделий из асфальта или аналогичных материалов не распространяется на производство за предела­ми водоохранной зоны озера Байкала для строительства автомобильных дорог общего пользования, иных сооружений, необходимых для функционирования жилых и хозяйственных объектов в населенных пунктах, а также жилых, хозяйственных и объектов туристической индустрии на особых экономических зонах туристско-рекреационного типа.

   Водоохранная зона Байкала не определена, в водоохранных зо­нах законодательно не запрещено размещение объектов капиталь­ного строительства. Этот запрет распространяется на все туристско-рекреационные местности за пределами особых экономических зон, что монопольно ограничивает развитие туризма на Байкале. Стало быть, развивать туризм в Кабанском, Северобайкальском, прибайкальской части Баргузинского районов и даже на юге При­байкальского нельзя.

   То же самое касается запрета производства битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного биту­ма, минеральных смол или их пеков.

Запрещены передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды за пределы БПТ. Но в настоящее время через ЦЭЗ БПТ идут транзитные линии электропередачи, которые необходимо будет переносить.

 Запрещено строительство зданий и сооружений любого назначения за пределами границ населенных пунктов и особых эко­номических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном действующим законодательством порядке документов территориального планирования. То есть за­прет распространяется на все туристско-рекреационные местности за пределами особых экономических зон, что монопольно ограни­чивает развитие туризма на Байкале. То же самое касается запрета производства общестроительных работ по прокладке магистраль­ных трубопроводов, линий связи, линий электропередачи, мостов и другой дорожной инфраструктуры.

   В представленном проекте исправлены многие позиции, на которые указывали статьи в журнале «Мир Байкала». Тем не менее длительная доработка проекта постановления так и не привела к согласованию позиций сторон. Позицию Министерства природных ресурсов РФ можно охарактери­зовать как «все запретить и создать заповедник», при этом какие-либо компенсационные меры не предусмотрены. Руководство Бурятии исходит из необходимости социаль­но-экономического развития как Республики Бурятия, так и экономической безопасности России.

 

Назад в раздел