Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Озеро Байкал

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Поклонение Ольхону - прародине бурят

Автор:  Дашеева Г.
Источник:  Буряад унэн: Бизнес=Олзо. - 2008. - 10 июля. - С. 8.

Богата мифами и легендами земля ольхонская, омываемая со всех сторон бирюзовой во­дой Байкала, окольцованная небесными силами, впитывает она и рассеивает по всей зем­ле силы космические. Радос­тью преисполнялись сердца участников фестиваля «Алтар-гана-2008», небольшой группе которых удалось посетить этот священный уголок - прароди­ну многих бурятских племен.

На границе Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Ольхонского районов гостей встреча­ли хадаками, тарасуном, дари­ли задорные, звонкие песни, рассказывали попутно о своем житье-бытье. Кругом необычно мягкая, сочная зелень, прости­рающаяся почти до горизонта, местами прерываемая пышным редколесьем. Неописуемо белы облака-зонты, от которых то и дело пробегают легкие тени по лугам и распадкам. Ах, оказать­ся бы там, в чудесной волшеб­ной тени и любоваться этим бесконечно прекрасным миром Приольхонья!

Замечательны названия этих мест: Баяндай - баян дайда (бо­гатая долина), Закатуй - захатай (имеющий края), Кырма - хэрмэ (белка). И в самом деле «баян дайда» - житница, гордость ок­руга, области, омулевый край...

В особо приподнятом настро­ении гости из Монголии. Все в национальных костюмах. Мы успели вкратце поговорить с участниками праздника.

Гарма-Ханда, уроженка Хэнтэйского аймака:

-Мы, буряты Монголии, се­годня безмерно счастливы. Ведь посетить историческую родину удается немногим. Мне 76 лет, являюсь потомком великого прорицателя Молон-багши из Еравны. Моя родословная ветвь: Балтагар - Молон - Жамбал -Жамьян - Цырен-Доржи - Гар­ма-Ханда - Мунхэ Сэсэг - Мун-гэн - Зула - Ануу Дари... Перед уходом в мир иной Молон багша сказал: «Снова я вернусь на землю в девятом поколении сво­его рода». И вот появилась Ануу Дари. Будем просить Ойхон ба-абай, чтобы дорога ее была свет­ла, а миссия - высока.

Гончгой Гантогтох, профес­сор, доктор наук Монгольско­го университета:

- Родом я из Дорнод аймака, по родословной - хори-шарайд. Мой дед выехал с родителями малолетним ребенком из села Таптаанай степной Аги. В тече­ние всей жизни занимаюсь изу­чением монгольского и бурятс­кого языков.

Сегодня у меня необычные чувства. Поклониться прароди­не, началу начал... Мне очень нравится распространенная среди бурят в Монголии леген­да о том, что на правобережье Байкала в древности родились три брата: Хори, Хонгодор и Хотогойто. И призывания у них общие, единые: «Хун шубуун гарбалтай, хуhан модон сэргэтэй» («Мать-прародительница наша - лебедица, коновязь наша - березовая»). Да все буряты, не­зависимо от того, далеко или близко живут, считают Байкал своей колыбелью.

Даримый Дамдиндорж из Эрин нютаг Булган аймаг Мон­голии:

- Судьба моих предков была драматичной. Они были уро­женцами сел Нурта, Хужир Закаменского района. Находясь в кочевье, в летнике всего в де­сяти километрах от села, оказа­лись однажды по ту сторону границы. В 30-х годах произо­шёл процесс перекраивания границ, и многие жители при­граничных сел Тункинского и Закаменского районов в одно­часье оказались гражданами Монголии. Рассказывают, как тяжело пережили разлуку с родными, со своим тоонто ню­таг. Каково же было, когда нельзя было видеться с братья­ми, сестрами или с бабушками и дедушками, находясь почти рядом? Немало было слез про­лито... Я родился в 1947-м году. Долгое время служил в Мон­гольской армии пограничником. Работал строителем. После 80-х несколько раз был в Бурятии, гостил у родственников в Закаменском районе. У меня 3 сыновей, 3 дочери, все семьями живут, благодаря этому празднику, я многое узнал о Бурятии.

В Тунке в местности Сагаан Хушуу жил человек по имени Боhог. Во время охоты он уви­дел купающихся в реке 7 не­бесных принцесс. Он спрятал одежду одной из них и сделал своей женой. У них родились 3 сына: Шошоолог, Хори, Хонгоодор. Их стали называть: «Сэн шубуун гарбалтай, Сэрэг Мон­гол нютагтай» («Мать-прароди­тельница - лебедица, родина - воинственная Монголия»).

Рассказав это, Галбаабадраа снял с головы особого покроя монгольскую шапку и показывая её, стал объяснять: «Вот, посмотрите, эти прорехи сзади похожи на крылья птицы, а вот её хвост. Золотой узор означа­ет, что защита крепка, ничто плохое не сможет проникнуть внутрь. Синий цвет - цвет бурхана Очирвани. По мифологии Чингис хаан являлся земным перерожденцем Очирвани. Дол­жны ли мы верить мифам? Судя даже по тому, как люди трепет­но, с волнением ждут встречи с Ольхоном, можно утверждать, что мифы нужны для того, что­бы утвердить свою веру в на­дежное сегодня и завтра. Сам я верующий человек, народный лекарь и делюсь опытом с бу­рятскими лекарями.

В честь «Алтарганы» спою вам песню, которую сам сочи­нил:

Баян Буриад гурэндэ

 Байгал далайн нютагта

 Баавай, эвий минь терее юм,

Баярлаж хухиж ябанаб даа.

ИА. Надрага, председатель Комитета по делам молодежи и культуре Кабанского района, заслуженный работник культурыры Республики Бурятия:

-В плане туристско-рекреационном мы намечаем crpoительствоство этнопоселения за Дуланом. По утверждению астрологов и шаманов, здесь сакральные места. Под предводителы уважаемого всеми зарин боо Леонтия Абзаевича Борбоева здесь проводится поклонение Лосон эзэд, тут же почитают Ивана Тимофеевича, защитника интересов бурят во времена Провала. Хочу посмотреть обряды, посетить музеи, чтобы увиденное, хоть и частично,  претворить у себя, на берегах Байкала.

В.В. Мантатов, доктор философских наук, профессор:

 Родом я из ближних мест, но пути-дороги к Ольхону каким-то образом всегда бы меня закрыты. А сейчас я с удовольствием проплыву на пароме через «Ольхонские ворота». Мне кажется, каждый человек по-своему воспринимает Ольхон. Это как сокровенная  исповедь, и рассказывать oб этом  обыденными словами невозможно, да и не нужно.

...Неописуемо красивый, бирюзовый отлив прибрежья  Байкала можно увидеть тсолько здесь, на Ольхоне. Далее следуют разные тона голубого и синего, сливаясь на горизонте чудным смешением воды и неба, упираясь в какие-то мифические горы со светло-бежевыми склонами.

Загорелся костер - очисти­тельный и глубоко символич­ный. Шаманы - и местные, и приезжие - без громких призы­ваний и восклицаний, с каким-то мудрым достоинством, внут­ренне сконцентрировавшись, стали брызгать хозяину Ойхон баабай - Хан Хута, который, по мифам, спускается с небес и поселяется в храме мыса Бурхан (Шаман-камень) во время молебствий. Ольхонские буря­ты считают Хан Хута младшим сыном Эсэгэ Малаан Тэнгэри. Также проводятся обряды, по­священные Шубуу нойону и Ижимэй эжену.

Чуть поодаль расположились монгольские священнослужите­ли, и одна шаманка, частым ре­читативом, без единой запинки, начала свои призывания. Мно­гие из их делегации были тро­нуты до глубины души. «Пред­ками завещано было посетить эти места. Мы, в свою очередь, передадим то сокровенное, что мы здесь ощутили, своим потом­кам. Генная, историческая па­мять у бурят очень сильна. И потому, наверное, был органи­зован такой объединяющий праздник «Алтаргана», - сказа­ла одна из участниц обряда.

В конце хотелось бы ска­зать несколько слов о жите­лях Ольхона, выходцах из этих мест. В общебурятской среде ольхонцы отличаются особой, только им присущей харизматичностью, завидным упор­ством в достижении постав­ленных им целей. Их душа всегда в поиске, они тонко чувствуют бесконечность, без­граничность мира, и с упое­нием и жаждой преодолевая все преграды на своём пути, стараются постичь неизведан­ные горизонты. И негласно, независимо от того, верят они или не верят в сакральные силы своего края, находятся под защитой Ойхон буурал баабай.

До свидания, Ойхон буурал баабай! Будем надеяться, что праздник «Алтаргана-2008» раз­будил в сердцах тех, кто посе­тил этот остров, необычайный интерес к духовным сокрови­щам Ольхона.

В скалистой святой обители

Таинства великие свершаются,

Серебряной мелодии звуки

В мироздание плывут

растворяясь,

И в глубины Байкала

проникая,

 Гармонию вселяют

во Вселенной...

Назад в раздел